Практика

 

 

Истинная мудрость в том, чтобы быть готовым учиться у любого источника знания, какой бы ни встретился на пути. Мы можем научиться чему-то у цветка, животного, ребенка, если горим желанием знать больше, поскольку в мире есть только Один Учитель - Всевышний, а Он проявляется во всем.

НАУКА ЖИЗНИ
(Знать себя и владеть собой)
Бесцельная жизнь всегда пуста и ничтожна.
У каждого из вас должна быть цель. Но помните, что от качества вашей цели зависит качество вашей жизни.
Пусть ваша цель будет высокой и светлой, благородной и бескорыстной; тогда жизнь ваша станет ценной и для вас, и для других.
Но каким бы ни был ваш идеал, он до тех пор не воплотится в совершенстве, пока вы не воплотите совершенства в себе.
И первый шаг на пути к совершенству это стать сознательным по отношению к себе, к разным частям своего существа и к характерным для них активностям. Вы должны научиться различать эти части, чтобы можно было ясно видеть, где зарождаются овладевающие вами движения, различные побуждения, реакции и противоречивые желания, определяющие ваши поступки. Это кропотливое исследование, требующее большого усердия и искренности. Поскольку природе человека, и в особенности природе его ума, свойственно давать устраивающие ее объяснения, о чем бы человек ни думал, чтобы ни чувствовал, ни говорил, ни делал. И только скрупулезно изучая эти движения, беспристрастно оценивая их с точки зрения нашего высшего идеала, с искренним желанием подчиниться его решению, мы воспитаем в себе проницательность, которая поможет избежать ошибок. Так как если мы действительно хотим расти, действительно хотим достичь способности знать свою истинную суть, другими словами, то, ради чего мы рождены, и в чем цель нашей жизни на земле, тогда нам нужно самым решительным и настойчивым образом устранять, уничтожать в себе все, что противоречит истине нашего бытия, все, что ей препятствует. И только в этом случае все части, все грани нашего существа могут быть постепенно объединены в одно целое вокруг психического центра. Работа воссоединения займет много времени, прежде чем сможет проявиться какое-либо совершенство. И потому, чтобы выполнить ее, нам нужно запастись терпением и выносливостью, помогающими продлевать жизнь столько, сколько будет нужно для успешного выполнения поставленной нами задачи.
Взявшись за труд очищения и объединения, мы с особым вниманием должны отнестись к совершенству внешней, исполнительной части нашего существа. И когда в нас проявится высшая истина, она должна обнаружить, что наш разум стал возвышенным и плодотворным, способным выразить искомую идею мыслью, сохраняющей ее силу и чистоту. А сама мысль, стремящаяся выразиться в слове, должна найти у нас способность выражения, чтобы слова раскрывали, а не искажали ее. Формула вашего выражения истины должна ясно звучать во всех ваших чувствах, во всех желаниях и действиях, во всех движениях существа. И тогда, благодаря постоянному усилию эти движения достигнут самого высокого совершенства.
Выполнить все это поможет дисциплина, состоящая из четырех разделов, о которых здесь дается общее представление. Эти четыре раздела не исключают друг друга, их вполне можно сочетать, что в действительности даже лучше. Исходным моментом будет дисциплина психики. "Психикой" мы называем центр нашего существа, в котором содержится высочайшая истина нашего бытия, то, что может знать и проявлять эту истину. И потому-то так важно научиться осознавать его внутри себя, сосредоточиться именно на нем, сделать его своей живой реальностью и объединиться с ним.
В старых традициях веками складывались самые различные методы, позволяющие его ощутить и, в конце концов, с ним соединиться. Методы психологические, религиозные, порой даже механические. Но в действительности каждый должен сам найти то, что ему больше всего подходит. И если в вас есть искренность и стойкая устремленность, упорная и настойчивая воля, вы можете быть уверены, что встретите так или иначе - вовне, через изучение и указание, или внутри, через концентрацию, медитацию, откровение и ощущение - ту помощь, которая вам понадобится, чтобы достичь этой цели. Но одно, во всяком случае, будет совершенно неизбежно: стремление открывать и постигать. И, прежде всего, это должно касаться вашего существа, того драгоценного жемчуга, добыть который необходимо во что бы то ни стало. Что бы вы ни делали, чтобы вас ни захватывало и ни занимало, стремление обнаружить истину своего существа и соединиться с ней всегда должно оставаться с вами, всегда присутствовать за всем, что вы делаете, за всем, что ощущаете, о чем думаете.
Для того чтобы внутреннее исследование приобрело необходимую полноту, желательно не отказываться от интеллектуального развития. Поскольку инструмент ума может оказать неоценимую помощь, но может стать и серьезным препятствием. В обычном состоянии человеческий ум ограничен в своем восприятии, узок в своем понимании, концепции его косны, и для того, чтобы сделать его более широким, гибким и глубоким, необходимо особое усилие. А значит, необходимо каждую тему рассматривать с самых разных сторон и пусть их будет как можно больше. Для этого есть даже специальное упражнение, которое делает мысль гибкой и возвышенной. Оно состоит в следующем. Выдвигается четко сформулированный тезис, ему противопоставляется также четко сформулированный антитезис. А затем после тщательного анализа проблема расширяется или обобщается таким образом, чтобы обе противоположности оказались взаимодополняющими частями большей, высшей и более общей идеи.
Можно предложить много подобных упражнений; некоторые оказывают благотворное влияние на характер и одинаково полезны и для воспитания ума, и для установления контроля над чувствами и теми результатами, к которым они приводят. Например, вы не должны позволять уму судить о вещах и людях, поскольку ум не является орудием познания - он не в состоянии открывать знание; знание, напротив, движет им. Знание относится к области, которая выше человеческого ума, даже выше мира чистых идей. Для того чтобы получить знание свыше и проявить его, ум должен стать тихим и восприимчивым. Поскольку он инструмент порядка, организации и действия. И именно в этих проявлениях он демонстрирует свою истинную ценность и настоящее значение.
Для развития сознания может стать полезным и такой метод. Всегда, когда возникают разногласия по поводу того, какое решение принять, или как действовать сообразно, постараться не настаивать на своем варианте или на собственном мнении. А напротив, попытаться понять противоположную точку зрения, поставить себя на место другого и, вместо того чтобы ссориться или даже биться, искать решение, которое могло бы разумно удовлетворить обе стороны; оно всегда существует для тех, кто стремится быть доброжелательным.
Теперь мы коснемся обучения витальности. Витальность это средоточие порывов и желаний, энтузиазма и неистовства, активной энергии и безграничного уныния, страсти и протеста. Она может привести в движение все, что угодно, выстроить и осуществить, но может также все разрушить и испортить. И в человеке это, по-видимому, самая трудновоспитуемая часть. Для этого дела требуется большое терпение и полная искренность, так как без искренности возможно сразу же обмануться, и тогда окажется напрасным стремление к прогрессу. Без поддержки витальности невозможны ни реализация, ни преображение. Но трудно заручиться ее настоящей поддержкой. Витальность прекрасный работник, но чаще всего ищет собственного удовлетворения. Если ей в этом отказывают совсем или даже частично, она сердится, впадает в уныние и протестует. В результате почти вся энергия уходит, и вместо нее остается неприязнь к предметам и людям, обескураженность или протест, уныние и недовольство. В такие моменты нужно оставаться тихим и отказываться действовать; так как именно в этих случаях совершаются глупости, и в считанные минуты может разрушиться или быть испорчено то, на создание чего были потрачены месяцы постоянных усилий, и потерян уже достигнутый уровень. Подобные кризисы могут стать менее продолжительными и опасными у того, кто установил связь со своим психическим существом, достаточную для поддержания в себе живого пламени устремленности и сознания того, что идеал должен быть достигнут. И тогда при поддержке этого сознания он сможет общаться с витальностью как с непослушным ребенком, раскрывая ей, с терпением и настойчивостью, истину и свет, стараясь убедить ее и пробудить в ней благосклонность, которая была в какой-то момент утрачена. С помощью таких терпеливых вмешательств каждый кризис может обернуться новым достижением, стать следующим шагом на пути к цели. Развитие может идти медленно, падения могут быть частыми, но если установится стойкое стремление, обязательно победишь и обнаружишь, как все трудности растаяли и сникли перед ясным сознанием истины.
И, наконец, силами разумного и простого физического воспитания мы должны сделать наше тело крепким и гибким, чтобы в физическом мире оно могло быть надежным проводником силы-истины, которая стремится проявляться через него.
На самом деле тело должно не диктовать, но подчиняться. По своей природе оно - послушный и доверчивый исполнитель. К сожалению, хозяева его, ум и витальность, редко владеют достаточной проницательностью. Оно само ценой собственного благополучия подчиняется им. Разум своими догмами, жесткими и капризными принципами, витальность своими страстями, излишествами и расточительностью довольно скоро приводят к тому, что в теле нарушается естественное равновесие, и возникают утомление, истощение и болезнь. Оно должно освободиться от подобной тирании; и выполнить это можно, только имея постоянный контакт с психическим центром. У тела есть удивительное свойство приспосабливаться и быть выносливым. И оно готово делать множество невообразимых вещей. Когда вместо невежественных и деспотичных хозяев, которые им повелевают, им управляет центр истины нашего существа, его возможности превосходят все ожидания. Спокойное и тихое, сильное и уравновешенное, оно выполнит в любой момент то усилие, которое от него требуется, так как будет обучено искать отдохновение в действии, восполнять в общении с силами вселенной энергии, которые оно сознательно и с пользой расходует. При такой здоровой и уравновешенной жизни в теле проявится новая гармония, отражающая гармонию высших сфер, которая даст ему совершенные пропорции и идеальную красоту формы. И гармония эта будет возрастать, так как истина нашего существа не в неподвижности, но в состоянии непрерывного роста, во всеобщем и всестороннем совершенствовании. Как только тело усвоит движение растущей гармонии, оно сможет избавиться, благодаря непрерывному процессу преображения, от необходимости разрушения и распада. И тогда непреложный закон смерти вообще потеряет всякий смысл для дальнейшего существования.
Когда мы поднимемся к этому совершенству, в котором и состоит наша цель, мы поймем, что истина предстает перед нами в четырех главных качествах: Любви, Знании, Могуществе и Красоте. Эти четыре свойства Истины будут проявляться в нас спонтанно. Психика будет проводником истинной и чистой любви, разум - несомненного знания, витальность будет выражать непобедимую мощь и силу, а тело станет выражением совершенной красоты и гармонии.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Никакое другое человеческое сознание так не зависит от определенного метода, правила, дисциплины, схемы, как сознание физическое...
тело - существо привычек. Их необходимо контролировать и дисциплинировать, но они в то же время должны быть достаточно гибкими, чтобы приспосабливаться к внешним условиям и потребностям роста и развития существа...
Воспитание тела включает три основных пункта:
(1) контроль и дисциплину функций,
(2) полное, методичное и гармоничное развитие всех частей и движений тела и
(3), при наличии недостатков и искажений, избавление от них...
красота это тот идеал, который должен претвориться в физической жизни...
если вы сохраните в себе живой идеал красоты, который вам надо осуществить, вы непременно достигнете цели своего усилия.

ВОСПИТАНИЕ ВИТАЛЬНОСТИ
В мире, в его нынешнем виде, цель жизни не в поиске личного счастья, но в постепенном пробуждении индивидуальности к сознанию-истине.
Второе основано на том, что для того чтобы целиком изменить свой характер, необходимо почти в совершенстве овладеть своим подсознанием и очень строго дисциплинировать все то, что из него поднимается, что в случае обычной человеческой природы представляет собой форму выражения массы атавизмов и условий, в которых человек родился. Выполнить сей Гераков труд возможно только при невероятном развитии сознания и постоянно оказываемой Божьей Милости...
Преобразование характера достигается, по сути, внимательной дисциплиной и настойчивостью, настолько упорной, что даже самые серьезные неудачи не могут ее поколебать.
Для того чтобы изменить характер, необходимо начать с его детального и тщательного исследования...
в характере каждого человека присутствуют в равной мере, а у исключительной личности еще и в гораздо большей степени (пропорционально ее исключительности), два противоположных свойства почти одинаковой силы - как бы свет и тень одного и того же предмета. Так щедрый человек может неожиданно продемонстрировать не свойственную ему предельную жадность, храбрость обернуться трусостью, а добродетель неожиданно потерять свою силу. Жизнь, по-видимому, наделяет каждого вместе с возможностью выразить свой идеал и тем, что ему противостоит, создавая условия для битвы, которую он должен выиграть, для того чтобы идеал смог осуществиться...
Воспитание витальности подразумевает два главных аспекта. Они сильно отличаются друг от друга и по конечной цели, и по исполнению. Первый - это развитие и использование органов чувств, второй - обучение осознанию собственного характера, постепенному овладению им и, в конце концов, его изменение...
Обычно системы воспитания, имеющие дело с витальностью, с ее очищением и овладением ею, пользуются методом принуждения, подавления, воздержания и аскетизма. Такой подход, несомненно, оказывается более легким и быстрым, хотя и не таким глубоким, терпеливым и действенным по сравнению с требовательным и детальным воспитанием, поскольку исключает любую возможность вмешательства, поддержки и сотрудничества витальности. А помощь ее крайне необходима, если мы заинтересованы в том, чтобы индивидуальность всесторонне развивалась...
нужно учить исследовать себя, распознавать свои реакции, побуждения, причину их вызвавшую, быть проницательным свидетелем своих желаний, своих неистовых страстных движений, инстинктов владеть, присваивать и распоряжаться и питающего их тщеславия, вместе с дополняющими их слабостью, трусостью, унынием и отчаянием.
Очевидно, этот процесс будет иметь пользу только в том случае, когда, вместе с ростом исследовательской способности, будет также расти стремление к прогрессу и совершенству...
Приняв окончательное решение, остается только ему следовать точно и настойчиво, не расстраиваясь от неудач. Если вы хотите избежать слабости и стремления отступать перед трудностями, вам необходимо никогда не забывать о том, что волю, как и мышцы, можно тренировать и развивать методично и последовательно. Неустанно требуйте от вашей воли максимального усилия, даже в тех случаях, когда вам это кажется невозможным, так как воля растет именно благодаря усилию, приобретая постепенно способность приноравливаться даже к наиболее трудным вещам. Все, что бы вы ни решили делать, нужно по мере возможности выполнять, хотя бы для этого пришлось много раз начинать все заново. Такая практика укрепит вашу волю, и тогда вам надо будет только отчетливо представить цель, к которой ее следует приложить.
Короче говоря, нужно обобщить все свои знания о собственном характере и так научиться контролировать свои движения, чтобы стать настоящим хозяином своей природы и исправить то, что требует исправления.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Настоящее же интеллектуальное воспитание, способное подготовить человека к более высокой жизни, предполагает пять существенных моментов, пять ступеней. Обычно они следуют одна за другой, но у особо одаренных людей могут чередоваться или даже сочетаться. Вот вкратце эти ступени:
1. Развитие силы концентрации, способности сосредоточивать внимание.
2. Развитие способности расширяться, способности к широкому охвату, к комплексному подходу, к богатству восприятия.
3. Организация представлений вокруг центральной идеи, высшего идеала или наиболее светлого образа, который будет руководить жизнью.
4. Контроль мышления, отказ от нежелательных мыслей, так чтобы каждый мог научиться в конечном итоге думать только о том, о чем он хочет и когда хочет.
5. Развитие безмолвия ума и совершенного покоя, постоянный рост восприимчивости к тем влияниям, которые приходят от более высоких сфер нашего существа...
Пусть все условия, все события в жизни станут постоянно возобновляющейся возможностью узнавать все больше и больше...
Важно следить, прежде всего, за ростом понимания, а потом уже памяти. Мы знаем только то, что поняли...
Самая лучшая школа это повседневная жизнь, каждый ее момент: она наполнена разнообразными, сложными, непредвиденными опытами, проблемами, ждущими решения, ясными и точными примерами и очевидными последствиями...
именно воображение развивает творческие способности ума и именно благодаря воображению обучение становится живым, а ум с радостью развивается...
изучение это только одна часть активности ума; другая, не менее важная, это созидательный труд, способность придавать форму и, тем самым, готовить к действию...
Подобно другим частям человеческой природы ум тоже нуждается в отдыхе, но он не получит его до тех пор, пока мы не поймем как его обеспечить. Умение предоставлять уму возможность отдыха это то, ради чего следует потрудиться. Смена умственной деятельности дает хороший результат, но самый полный отдых приносит безмолвие.

ПСИХИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Каждый человек скрывает в себе возможности более высокого сознания, превосходящего пределы его обычной жизни, с помощью которого он может участвовать в более возвышенной и не столь ограниченной жизни. Действительно, именно такое сознание определяет жизнь выдающихся людей, формирует внешние условия их жизни и их индивидуальную реакцию на эти условия...
открытие психического существа, отождествление с ним...
чаще всего стремление к этому опирается на личную инициативу человека: такое дело становится частным делом каждого и требует великой решимости, сильной воли и непрерывной настойчивости, для того чтобы цель была достигнута...
Исходную точку нужно искать внутри себя - такую точку, которая не зависит от тела и внешних условий жизни, не является производной ума, языком, на котором вы говорите, привычками и обычаями той среды, в которой вы живете, страной, где вы родились, эпохой, к которой принадлежите. Вы должны обнаружить в глубине своего существа то, что вселяет в вас чувство всеобщности и безграничной вездесущности, беспредельной протяженности. Тогда у вас исчезнет центр, вы распространитесь, расширитесь, вы будете пребывать во всем и в каждом; рухнут барьеры, отделяющие индивидуумов друг от друга. Вы начнете думать их мысли, реагировать на их ощущения, испытывать их чувства, жить одной жизнью со всем. То, что казалось неподвижным, станет наполненным жизнью, оживут камни, растения будут чувствовать, желать и страдать, животные говорить на языке без слов, но ясно и выразительно, все наполнится удивительным сознанием без времени и границ. И это только одна сторона психического откровения. Есть множество других. Все объединяется, чтобы вытянуть вас за пределы вашего эгоцентризма, за барьер вашей поверхностной личности, за важность ваших действий и несостоятельность вашей воли.
Но как я уже говорила, путь, ведущий к такому откровению, долог и труден, усеян ловушками и непростыми задачами, а чтобы встретиться с ними, требуется решимость принять с одинаковой ровностью все испытания и злоключения. Этот путь подобен исследовательской экспедиции, пробирающейся сквозь дремучий лес в поисках неведомой земли, навстречу великому открытию. Психическое существо это такое же великое открытие, достижение которого в не меньшей степени зависит от силы духа и выносливости, чем открытие новых континентов. Тем, кто решается его предпринять, может пригодиться следующее:
В первую очередь и важнее всего никогда не забывать, что разум не способен руководить духовными вещами. Все, кто когда-либо писал о дисциплине йоги, говорили то же самое, но мало кто освоил это практически. И все же, для того чтобы продолжать свой путь, совершенно необходимо отказаться от всех суждений ума, его представлений и реакций.
Оставить всякое личное стремление к комфорту, удовольствию, наслаждению или счастью. Гореть исключительно желанием идти вперед, все, чтобы к вам ни приходило, воспринимать как помощь такому движению и сразу же использовать в его целях.
Стараться получать удовольствие от всего, чтобы ни делал, но никогда не делать ничего ради удовольствия. Никогда не быть возбужденным, нервным или взволнованным. Оставаться полностью уравновешенным, с чем бы ни пришлось столкнуться. И при этом быть всегда готовым не упустить возможности сделать шаг вперед и не мешкать с ним.
Никогда не воспринимайте физические события буквально, поскольку это не более чем грубый способ выразить нечто иное, истинное, ускользающее от поверхностного понимания.
Никогда не выражайте недовольства поведением другого, пока не будете способны изменить в его природе то, что заставляет его так себя вести; а если вы в состоянии это сделать, измените его вместо того, чтобы выражать недовольство.
Что бы вы ни делали, никогда не забывайте поставленной перед собой цели. В этом путешествии к великому открытию нет ни большого, ни малого; вещи одинаково важны и могут либо ускорить, либо замедлить его достижение. Так, приступая к еде, сосредоточьтесь на несколько секунд на том, чтобы пища, которую вы собираетесь есть, стала тем веществом, которое поможет создать в теле прочную основу вашему усилию достичь великого открытия, чтобы она дала ему энергию, необходимую и способствующую этому усилию.
Перед тем как лечь спать сосредоточьтесь на несколько секунд на том, чтобы сон помог восстановить усталые нервы, дал мозгу тишину и покой, чтобы, пробудившись, вы могли с обновленными силами продолжить путешествие к великому открытию.
Прежде чем начать действовать, сосредоточьтесь на том, чтобы ваше действие способствовало или, по крайней мере, никоим образом не мешало вашему продвижению к цели великого открытия.
В разговоре, прежде чем слова сорвутся с ваших уст, отнеситесь к ним с особым вниманием, позволяя себе высказать лишь то, что совершенно необходимо и не повредит вашему успешному продвижению к великому открытию.
Короче говоря, никогда не забывайте о направлении и цели вашей жизни. Стремление к великому открытию должно всегда незримо вас сопровождать, довлея над всем, что бы вы ни делали, кем бы ни являлись - подобно огромной солнечной птице, парящей над всеми движениями вашего существа.
Под неослабевающим давлением вашего усилия внутренняя дверь однажды распахнется, и вы окажетесь в ослепительном великолепии, которое принесет вам уверенность в бессмертии, реальность ощущения, что вы жили всегда и будете жить вечно, что отмирают только внешние - внешние по отношению к вашей реальности - формы, спадающие подобно изношенным одеждам. Тогда вы, освободившись от всех оков, сможете, наконец, распрямить свою спину и вместо того, чтобы продвигаться вперед с трудом под тяжестью внешних, налагаемых на вас природой, обстоятельств, которые вам приходится выносить и терпеть, вы можете, не желая быть раздавленным ими, двигаться прямо и уверенно, сознавая свою судьбу, побеждая собственную жизнь.
И все же подобное избавление от всепобеждающего рабства плоти, освобождение от всякой личной привязанности это еще не самое высочайшее достижение. Чтобы достичь вершины, надобно проделать иные шаги. А за ними последуют еще и еще, прежде чем распахнутся врата будущего. И эти последующие шаги будут уже относиться к тому, что я называю духовным воспитанием...

Мать, О воспитании.

 

Страницы: 1 2 3

Вся информация на данном сайте защищена авторскими правами в соответствии с законом РФ
Последнее обновление 23/12/2005

 




Сайт создан в системе uCoz